Г. Челябинск |
Главная
→
Организация питания в ДОУ
ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИЮ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУЧилимская Татьяна Николаевна МДОУ ЦРР – детский сад № 378 г. Челябинск Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, одним из важных показателей развития страны. Образование и общество – два взаимосвязанных компонента: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни образования, в приоритетах, требованиях к ребенку, структуре и содержании образования. Нестабильность жизни в России за последнее столетие сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль образования в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании благоприятных условий для их роста и развития. Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде. Вместе с тем, в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями. Продолжительность жизни населения в России значительно меньше, чем в большинстве развитых стран. Увеличение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний в определенной степени связано с питанием. У большинства населения России выявлены нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением. В результате отмечено продолжающееся год от года ухудшение состояния здоровья детей (болезни, связанные с нерациональным питанием). Анализ ранее используемых рационов питания также выявил их несоответствие современным представлениям о здоровом питании дошкольников и множество нерешенных организационных вопросов.Нерациональное пищевое поведение большинства детей складывается под влиянием: Ø низкой культуры питания в семьях и привычки родителей выбирать более доступные продукты питания, игнорируя качественные, с высокой пищевой и биологической ценностью; Ø отсутствия у родителей правильных и систематизированных знаний о здоровом питании, необходимости и важности употребления продуктов содержащих необходимый набор микроэлементов и витаминов; Ø неправильной организации искусственного вскармливания и питания ребенка в раннем возрасте (в частности, процедуры введения прикорма и ассортимента, используемых для этих продуктов); Ø агрессивной рекламы в СМИ, ориентированной на детей, предметом которой далеко не всегда являются пищевые продукты, отвечающие принципам здорового питания. Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что у ребенка дошкольного возраста сложившиеся пищевые предпочтения впоследствии могут привести к серьезным проблемам со здоровьем. Среди наиболее значимых негативных особенностей пищевого поведения детей в первую очередь следует назвать такие, как: избыточное потребление соли, сахара, насыщенных жиров, недостаток микронутриентов в рационе питания, недостаточное потребление рыбы, молочных продуктов, овощей и других продуктов, являющихся источником пищевых волокон, и т. п. Приведем далеко не полный перечень алиментарно-зависимых, т. е. связанных с нерациональным питанием, заболеваний, при развитии которых фактор питания играет решающую роль (в алфавитном порядке): анемии, атеросклероз, болезни органов пищеварения, болезни щитовидной железы, гипертоническая болезнь (артериальная гипертензия), кариес зубов, кишечные инфекции, глистные инвазии и пищевые отравления, кишечный дисбактериоз (дисбиоз), некоторые злокачественные новообразования (рак толстой кишки), подагра, избыточная масса тела и ожирение, остеопороз, сахарный диабет. Многие заболевания и состояния, в т. ч. проявления недостаточности тех или иных пищевых веществ, обусловливают нарушения роста и развития детей, прежде всего интеллектуального. Именно поэтому профилактика анемии, недостаточности йода, витаминов имеет исключительное социально-гигиеническое значение среди дошкольников. Эти нарушения здоровья непосредственно связаны с нерациональным питанием. Важно говорить о том, что модель пищевого поведения, которая впоследствии способствует появлению нарушений здоровья, как правило, формируется уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому при организации питания в ДОУ так важно не только накормить ребенка, чтобы он не остался голодным, но и приложить все усилия к тому, чтобы сформировать у него рациональное пищевое поведение как неотъемлемую и важнейшую часть здорового образа жизни. Высокая скорость роста, физического и психического развития детей в сочетании со значительной нервно-психической нагрузкой, обусловленной интенсивным процессом обучения, который, начиная уже с 3-4-летнего возраста, предопределяет необходимость постоянного поступления с пищей комплекса всех основных пищевых веществ, включая белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, в т. ч. пищевые волокна, микронутриенты (витамины и витаминоподобные вещества, минеральные соли и микроэлементы), биофлавоноиды, нуклеотиды и др. Это требование в условиях дошкольного образования и воспитания может быть обеспечено только при условии правильно организованного, рационального (здорового и сбалансированного) питания детей в ДОУ и в домашних условиях. Основные принципы рационального питания детей могут быть сформулированы следующим образом: 1. Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей; 2. Сбалансированность рациона питания по всем основным пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины и витаминоподобные вещества, минеральные соли и микроэлементы; 3. Адекватное поступление с пищей важных минорных компонентов: различных классов флавоноидов, нуклеотидов и др. 4. Максимальное разнообразие рациона с включением в него всех групп продуктов; 5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности; 6. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд; 7. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд); 8. Оптимальный режим питания. Учитывая современные требования к организации и содержанию обучения и воспитания детей дошкольного возраста все актуальнее становятся вопросы взаимодействия участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, специалистов дошкольного учреждения) в реализации здоровьесберегающих технологий. Внедрение современных информационно – коммуникационных технологий значительно расширяет возможности данного взаимодействия и способствует обновлению научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения для формирования культуры здорового питания детей дошкольного возраста. Анализ состояния питания детей в детских дошкольных учреждениях указывает на существенные отклонения от этих принципов, следствием чего являются значительные нарушения пищевой ценности рационов питания. К их числу относятся недостаточное использование в питании некоторых групп продуктов (рыбы, кисломолочных продуктов, овощей и фруктов, растительного масла), избыточное потребление соли, специй, сахара и кондитерских изделий, нарушения режима питания. В результате дети потребляют недостаточно микронутриентов (витаминов С, В2, А и В каротина, кальция, железа, цинка и меди), пищевых волокон на фоне избыточного потребления легко усваиваемых углеводов, жира и натрия. Это, в свою очередь, ведет к нарушению адекватного иммунного ответа увеличению числа часто болеющих детей, значительной распространенности анемии, кариеса, остеопороза и др. Рационализация питания детей связана, безусловно, в первую очередь с решением социально-экономических и управленческих проблем. Вместе с тем, существенный вклад в улучшение питания дошкольников могут внести (и вносят) чисто медицинские и гигиенические подходы. К их числу относятся в первую очередь улучшение обеспеченности детей микроэлементами и витаминами, путем включения в рационы обогащенных продуктов и блюд, и обеспечения индивидуального потребления детьми витаминно-минеральных комплексов, в том числе в виде напитков и пребиотических продуктов и препаратов. В связи с этим, следует указать, что весьма важным подходом к рационализации питания детей является индустриализация приготовления пищи в ДОУ, обеспечивающая облегчение труда работников пищеблока, снижение опасности микробиологического загрязнения, снижение нецелевых расходов и потерь при приготовлении блюд, предназначенных детям. Реализация проекта «Интеграция информационно и коммуникационных технологий в организацию питания детей дошкольного возраста» является актуальной для системы образования города Челябинска. Контроль питания показал дошкольных образовательных учреждений показали, что в большинстве из них руководители постоянно сталкиваются с проблемами осуществления контроля за выполнением натуральных норм питания, расширения ассортимента блюд, предлагаемых детям, формирования у детей и взрослых культуры питания. Вопросы здорового питания уже достаточно давно требуют глубокого изучения и разработки. Это обусловлено необходимостью сохранения здоровья детей, повышения компетентности родителей и оптимизации работы дошкольного учреждения в вопросах здорового питания детей. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют разработать и реализовать сетевое взаимодействие участников образовательного процесса в организации здорового питания детей дошкольного возраста. Анализ медико–гигиенической и методической литературы, нормативно-правовых документов и практики дошкольного образования позволяет выделить основные тенденции, которые принимались во внимание при рассмотрении вопросов сохранения здоровья, а также внедрения новых информационных технологий в организацию питания ДОУ. В работе над проектом мы руководствовались следующими нормативно-правовыми актами: · Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании» (в ред. От 16.03.2006 г.); · Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.19997г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (ред. 21.05.2001, № 389); · Санитарно-эпидемилогических правил СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» санитарно-эпидемилогических правил СП 2.3.6.1079-01 «санитарно-эпидемилогические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов продовольственного сырья (с изменениями от 01.04.2003г.); · Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах, утвержденных Приказом Министерства торговли СССР от 26.12.1985г. № 315; · Нормативные акты и технологические нормативы, действующий в общественном питании; На сегодняшний день существуют исследования, посвященные вопросам питания детей дошкольного возраста, которые достаточно широко представлены в медико-гигиенической литературе. Однако недостаточно полно рассматриваются вопросы возможности использования современных информационных технологий для оптимизации питания в детском саду, формирования рационального пищевого поведения взрослых и детей. Исследования ведущих специалистов доказывают, что дошкольное образовательное учреждение, на базе которого созданы оптимальные условия для организации питания: организационно-управленческие, информационные, методологические, технологические, кадровые, которые на высоком уровне обеспечивают сохранение и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний. Выделенные выше положения доказывают актуальность и своевременность разработки механизмов организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в организации здорового питания детей дошкольного возраста для муниципальной образовательной системы. Целью проекта «Интеграция информационно и коммуникационных технологий в организацию питания детей дошкольного возраста » является создание организационно методических, информационно коммуникационных и технологических условий для организации условий для правильного питания, снижение заболеваемости и улучшение физического развития детей в ДОУ. Проект может быть реализован через создание системы просветительской работы, пропагандирующей здоровое питание детей, приведение материально – технического и технологического оснащения пищеблока в соответствии с современными требованиями, создание компьютерного банка данных блюд детского питания. В результате реализации проекта будет: · Систематизирована информация по детскому питанию для образовательных учреждений города; · Снижение заболеваемости детей в ДОУ; · Разработана электронная библиотека технологических карт; · Созданы пакеты методических материалов для ознакомительной и пропагандистской работа с родителями по питанию в детском саду; · Проведение круглого стола «Правильное питание детей. Опыт работы. Результаты. Перспективы» с приглашением представителей здравоохранения, общественности, родителей. Задачи проекта: Ø Обеспечение преемственности с семьями воспитанников по формированию рационального пищевого поведения детей дошкольного возраста; ØСовершенствование воспитательно-образовательного процесса средствами компьютерных технологий в вопросах организации питания; ØОбеспечение сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах организации и обеспечения здорового питания; Ø Разработка технической документации на приготовление блюд в ДОУ (разнообразие ассортимента технологических карт); Ø Внедрение новых методик анализа питания средствами НИТ; Методологической основой разрабатываемого проекта явились основные теоретические и методологические принципы отечественной педагогики, психологии, медицины и гигиены. Мы опирались на принцип единства сознания и деятельности человека, сформулированный в работах С.Л. Рубинштейна; на положение культурно-исторического подхода Л.С. Выготского о том, что психологическое развитие есть развитие, обусловленное средой; на принцип детерминизма и принцип системности Б.Ф. Ломова; принцип деятельностного подхода А.Н. Леонтьева; принцип развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина; принцип личностно – ориентированного обучения В. И. Андреева, принцип воспитывающего обучения; принцип системности и последовательности обучения; принцип доступности; принцип комплексного подхода, принципы физиологии, гигиены питания, педиатрии обоснованные в работах ученых Ф.Ф Эрисмана, Н.И Пирогова, В.М Покровского, Е.Б. Бабского, Ю.Ф. Домбровской, Г.И Косицког и др. Мы считаем, целесообразным и необходимым при разработке проекта использовать следующие методы исследований: педагогическое наблюдение; исследовательская беседа; изучение документации и продуктов деятельности; эксперимент; изучение и обобщение передового педагогического опыта; теоретический анализ педагогических идей; педагогическое моделирование; социологические методы исследования (анкетирование, интервьюирование). 03.02.2020, 13442 просмотра. |
|||||
HostCMS v. 5 |