Г. Челябинск |
Главная
→
Инновационный проект
Здоровьесбережение в системе сетевого взаимодействия участников образовательного пространства, осуществляющих сопровождение детей дошкольного возрастаИнновационный проект → Ресурсный центр по реализации ФГОС ДО "Здоровьесбережение в системе сетевого взаимодействия участников образовательного пространства, осуществляющих сопровождение детей дошкольного возраста".Заявка и проектная документация, представляемые на конкурс. Заявка
Проектная документация
Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, одним из важных для развития страны. Образование и общество – два взаимосвязанных компонента: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни образования, в приоритетах, требованиях к ребенку, структуре и содержании образования. Нестабильность жизни в России за последнее столетие сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль образования в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании благоприятных условий для их роста и развития. Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического развития. По мнению академика Н. М. Амосова, ребенок начала XXI века сталкивается с тремя основными «достижениями» цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Исходя из принципа «здоровый ребенок — успешный ребенок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий здоровьесбережения детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесберегаюшей системы сетевого взаимодействия участников образовательного пространства, осуществляющих сопровождение детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Мониторинг за последние пять лет, показал, что состояние здоровья детей дошкольного возраста — нестабильно. За 2009/2010 учебный год пропуск по болезни одним ребёнком в среднем составил 11 дней. Установлено, что 11 – 18% детей, которые поступают в дошкольное учреждение, имеют первую группу здоровья, остальные – вторую, третью, четвёртую. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Так же, учитывая современные требования к организации и содержанию обучения детей дошкольного возраста, все актуальнее становятся вопросы взаимодействия участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, специалистов дошкольных учреждений) в реализации здоровьесберегающих технологий. Внедрение современных информационно – коммуникационных технологий значительно расширяет возможности данного взаимодействия и способствует обновлению научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения для формирования культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста и их родителей. Как показывает практика, создание благоприятных психологических условий и здоровьесберегающей среды, организация рационального питания и режима двигательной активности, приносят свои позитивные результаты в деле оздоровления детей. Одно из условий организации здоровьесбережения в системе сетевого взаимодействия участников образовательного пространства – это рационализация питания детей. Данное направление деятельности дошкольного учреждения связано, в первую очередь, с решением социально-экономических и управленческих проблем. Кроме этого, существенный вклад в улучшение питания дошкольников могут внести (и вносят) медицинский и гигиенический подходы. К их числу относятся в первую очередь улучшение обеспеченности детей микроэлементами и витаминами, путем включения в рационы обогащенных продуктов и блюд, и обеспечения индивидуального потребления детьми витаминно-минеральных комплексов, в том числе в виде напитков и пребиотических продуктов и препаратов. В связи с этим, следует указать, что весьма важную роль в рационализации питания детей играет индустриализация приготовления пищи в ДОУ, обеспечивающая не только облегчение труда работников пищеблока, но и снижение опасности микробиологического загрязнения, сокращение нецелевых расходов и потерь при приготовлении блюд, сохранение большего числа микроэлементов необходимых для жизнеобеспечения детей дошкольного возраста. Из большого разнообразия инновационных форм работы ДОУ, педагоги нашего дошкольного учреждения отдают предпочтение здоровьесбережению в системе сетевого взаимодействия участников образовательного пространства. Рассматривая актуальность проблемы для муниципальной образовательной системы важно отметить необходимость систематизации материалов: Разработка программных продуктов по теме проекта; Дополнение и обновление электронной библиотеки технологических карт; Формирование культуры пищевого поведения; Модернизация (обновление, создание) здоровьесберегающего пространства; Обеспечение сетевого взаимодействия. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют разработать и реализовать сетевое взаимодействие участников образовательного процесса в организации здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Анализ медико–гигиенической и методической литературы, нормативно-правовых документов и практики дошкольного образования позволяет выделить основные тенденции, которые принимались во внимание при рассмотрении вопросов сохранения здоровья, а также внедрения новых инновационных технологий в организацию здоровьесбережения ДОУ. На сегодняшний день существуют исследования, посвященные вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста, которые достаточно широко представлены в медико-педагогической литературе. Однако недостаточно полно рассматриваются вопросы возможности использования современных информационных технологий для оптимизации здоровьесбережения в детском саду. Исследования ведущих специалистов доказывают, что дошкольное образовательное учреждение, на базе которого созданы оптимальные условия для организации здоровьесбережения детей: организационно-управленческие, информационные, методологические, технологические, кадровые — способно на высоком уровне обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний. Выделенные выше положения доказывают актуальность и своевременность разработки механизмов организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в организации здоровьесбережения детей дошкольного возраста для муниципальной образовательной системы. Целью проекта «Здоровьесбережение в системе сетевого взаимодействия участников образовательного пространства, осуществляющих сопровождение детей дошкольного возраста» является создание организационно-методических, информационно-коммуникационных и технологических условий для организации условий для правильного питания, снижение заболеваемости и улучшения психологического и физического развития детей в ДОУ. Проект может быть реализован через создание системы просветительской работы, пропагандирующей здоровьесбережение в ДОУ, приведение материально – технического и технологического оснащения пищеблока в соответствие с современными требованиями, создание компьютерного банка данных блюд детского питания и единой информационной сети, позволяющей комплексно осуществлять сопровождение детей дошкольного возраста. В результате реализации проекта будут достигнуты поставленные цели:
Задачи проекта:
Методологической основой разрабатываемого проекта явились теоретические и методологические принципы отечественной педагогики, психологии, медицины и гигиены. Мы опирались на принцип единства сознания и деятельности, сформулированный в работах С.Л. Рубинштейна; на положение культурно-исторического подхода, рассматриваемого в исследованиях Л.С. Выготского о том, что психологическое развитие есть развитие, обусловленное средой; на принцип детерминизма и принцип системности Б.Ф. Ломова; принцип деятельностного подхода А.Н. Леонтьева; принцип развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина; принцип личностно – ориентированного обучения В. И. Андреева; принцип воспитывающего обучения; принцип системности и последовательности обучения; принцип доступности; принцип комплексного подхода; принципы физиологии, гигиены питания, педиатрии обоснованные в работах ученых Ф.Ф Эрисмана, Н.И Пирогова, В.М Покровского, Е.Б. Бабского, Ю.Ф. Домбровской, Г.И Косицког и др. Мы считаем, целесообразным и необходимым при разработке проекта использовать следующие методы исследований: педагогическое наблюдение; исследовательская беседа; изучение документации и продуктов деятельности; эксперимент; изучение и обобщение передового педагогического опыта; теоретический анализ педагогических идей; педагогическое моделирование; социологические методы исследования (анкетирование, интервьюирование). 2. Общий план мероприятий на весь срок выполнения проекта
3. Ожидаемые в конце проекта конкретные результаты:
4. Внутренние ресурсы Научные. В дошкольном учреждении осуществляется большая работа по научному обоснованию возможности здоровьесбережения в системе сетевого взаимодействия участников образовательного пространства, осуществляющих сопровождение детей дошкольного возраста. Проведен анализ современных проблем актуальности вопроса здорового питания в системе дошкольного воспитания. Данные социологического опроса в микрорайоне, подтвердили актуальность рассматриваемого вопроса. Осуществлен анализ современных научных исследований, который позволил определить актуальные подходы к оптимизации деятельности дошкольного образовательного учреждения в решении вопросов здоровьесбережения в системе сетевого взаимодействия. Специалисты дошкольного учреждения принимали участие в работе научных конференций, проводимых на базе Челябинского Государственного педагогического университета. Проводятся мероприятия по внедрению новых педагогических разработок. Методические. Разработаны методические рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста «Вкусные истории» и наглядно-дидактический материал. Функционирует сайт для организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса (ds378@mail.ru). Представлена электронная библиотека, электронный каталог дидактических материалов по вопросам здорового образа жизни в разделе программы познавательное развитие «Безопасность жизнедеятельности». Систематизированы методические материалы по повышению информационно-коммуникативной компетентности педагогов, для организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с использованием игрового компьютерного комплекса и материалы для работы с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста. Организационные. В ДОУ функционирует пищеблок, соответствующий нормам «СанПиН 2.4.1.2660 – 10, игровой компьютерный комплекс. Для работы над проектом создана творческая группа, разработан план работы по теме данного проекта. Кадровые. В дошкольном образовательном учреждении работают высококвалифицированные специалисты. Их высокая профессиональная компетентность позволяет осуществлять сетевое взаимодействие участников образовательного процесса в организации здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Разрабатываемые специалистами компьютерные программы в полной мере соответствуют возрастным особенностям детей и требованиям реализуемой программы. Педагог дополнительного образования, в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, проводит занятия, используя компьютерный игровой комплекс. Разработанные методические рекомендации по формированию адекватного пищевого поведения «Вкусные истории» активно используются при разработке занятий. Медицинские работники и кладовщик имеют навык работы на ПК, в штате имеется инженер программист, обеспечивающий сопровождение компьютерной базы ДОУ. Материально-технические: Компьютерное оборудование (корпоративная сеть), компьютерное обеспечение, сетевая компьютерная программа «Питание», технологическое оборудование пищеблока, мультимедийное оборудование. Финансовые: Привлечение внебюджетных средств.
5. Перечень оборудования и материалов, имеющихся у коллектива для выполнения проекта:
6. Необходимость в обучающих мероприятий;
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 378 г. Челябинска» Чилимская Т. Н. 24.11.2017, 555 просмотров. |
|||||
HostCMS v. 5 |