ds378  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ











Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Г. Челябинск
ул Комсомольский пр 105а
Телефон: 8 (351)796-95-94
Факс: 796-95-94
E-mail:
Написать нам

Главная КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия"

Мама, я хочу общаться!

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия" О детях до 1 года.

Общение со взрослыми.

   

Большую роль в формировании будущих отношений между ребен­ком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрос­лых в период раннего детства. Именно в этот период формируется ран­няя детская привязанность. Считается, что для полноценного развития малыша необходимо тесное взаимодействие с одним человеком, обыч­но с матерью. Если эти отношения носят эмоционально положитель­ный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность.

  «Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Привязанность — это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирую­щихся потребностей ребенка в безопасности и любви». Ранняя детская привязанность является необходимым усло­вием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в фор­мировании детской личности. Привязанность ребенка к матери скла­дывается постепенно в процессе взаимодействия младенца и взрослого.

  Результаты лонгитюдного исследования, проведенного американ­скими психологами (Sroufe, Arend, Bretherton и др.), доказали влияние ранней детской привязанности на становление многих позитивных ка­честв личности и черт характера. Так, дети, отличающиеся надежной привязанностью в возрасте 18 месяцев:

 -позднее (в двух- и пятилетнем возрасте) более умело обращались с игрушками

-более свободно обща­лись со сверстниками, чем другие малыши.

-в период обучения в началь­ной школе проявляли большее упорство в учебе и         более эффективно взаимодействовали с одноклас­сниками.

-эти дети отличались более высоким уровнем развития позна­вательных процессов                — проявляли больший интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

         Помимо исключительной формы привязанности (привязанности к матери) существует еще и множественная форма привязанности, кото­рая возникает в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек. Эта форма привязанности также оказывает позитивное влия­ние на психическое развитие ребенка. В любом случае тесные эмоцио­нальные контакты ребенка с родителями будут способствовать станов­лению более эффективных взаимоотношений подрастающего человека с окружающими его людьми.  

 Ребенок второго года жизни, отмечает Б. Уайт, проявляет свои интере­сы в трех основных направлениях:

— в интересе к матери или человеку, ко­торый ухаживает за ним,

-в изучении окружающего пространства,

-в овла­дении новыми двигательными навыками.

В общении со взрослым ребенок не просто наблюдает за ним, а уже старается привлечь и удержать его вни­мание, особенно если выполнение какой-то задачи становится трудным для ребенка. В этом случае взрослый используется как опора.

Из выделяемых М. И. Лисиной четырех форм общения для детей раннего возраста характерны только две:

 -ситуативно-личностное общение. Оно характерно и для младенцев, и для детей раннего возраста. Это, как правило, сиюминутное взаи­модействие ребенка и взрослого. Ребенок нуждается прежде всего в эмоциональном контакте;

-ситуативно-деловое общение. Эта форма общения возникает толь­ко в раннем возрасте. У ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте с мамой, но и в сотрудничестве. Ма­лыш осваивает пространство, знакомится с новыми предметами, и взрослый помогает ему в этом, показывая, как можно действо­вать с игрушками, предметами быта и т. д.   

 Возникновение потребности общения ребенка в семье — важ­нейшее условие его общего психического развития. Конец пер­вого месяца жизни ребенка — завершение подготовки к вступ­лению в общение.

У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он все еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении но­вых предметов и видов деятельности. А «это — уже новая социальная си­туация». По словам Д. Б. Эльконина, ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью.

К концу раннего возраста общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей дея­тельностью, но роль его все еще очень велика. Общение «выступает как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для ов­ладения общественными способами употребления предметов». Деловой мотив становится главным мотивом об­щения. Если ребенку уделяют мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрос­лые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную невербально, ребенок также не будет стремить­ся к овладению навыками речевого взаимодействия.

Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, взрослому необходимо

 знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребе­нок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «нельзя» часто ос­тается без внимания малыша. На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлека­ет внимание малыша. Дети с удовольствием слушают все, о чем говорят старшие между собой, кроме того, они увлекаются сказками или стиха­ми, которые читают им взрослые.

Таким образом, эмоциональное общение взрослого с малышом играет большую роль и имеет огромное значение на начальном этапе его психического развития:

-закладка основы для последующего формирования личности и самосознания;

— фор­мирование двусторонних связей с окружающими людьми;

-истоки индивидуальности маленького человека и их влияние на коммуникабельность ребенка;

-формирование межличностного взаимодействия ребенка; 

-за­кладка личностных качеств — важный результат общения ребенка в семье.
Какие встречаются проблемы:

— Проблема общения и отношений ребенка с разными членами семьи.

-Семейные стили воспитания  (высокая ответственность, отчужденный, авторитарный, попустительский, гиперопека и др.) и их влияние на личность

 ребенка и последующую его адаптацию в детском коллективе.

 -Виды семейных взаимоотношений (со­трудничество супругов, паритет, соревно­вание, конкуренция, антагонизм) и -зависимость личностных характеристик ребенка от условий взаимодействия в семье.

Общение со сверстниками.

  «Общение ровесников, — считает Е. О. Смирнова, — это осо­бая сфера социальной жизни малыша, имеющая и сходство с его обще­нием со взрослым, и свои отличия. Оно складывается позже, чем обще­ние со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими партнерами, ведь законы общения едины для всех людей независимо от их возраста».

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка с по­лутора лет. Е. О Смирнова считает, что взаимодействие детей этого возраста уже является общением на основе следующих критериев:

• проявление внимания и интереса к сверстнику;

• эмоциональное  отношение к сверстнику ;    
     
•стремление привлечь внимание сверстника;

 • чувствительность к поступкам сверстника.

По мнению многих психологов, дети раннего возраста начинают интере­соваться друг другом, учатся выражать свои чувства, начинают соревно­ваться друг с другом.

Е. О. Смирнова отмечает, что «становление общения детей со сверстниками растягивается на два долгих года. Этот процесс, складыва­ется во многом стихийно. Однако участие в нем взрослого, знающего особенности формирования новой сферы жизни детей, может дать по­ложительные результаты, ускоряя момент возникновения общения ма­лышей…».

Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Однако присутствие взрослого при установлении контакта между деть­ми может отвлечь малышей от непосредственного взаимодействия друг с другом, так как в этом случае дети будут стараться любыми путями об­ратить внимание взрослого на себя.

Эксперименты Е. О. Смирновой показали, что если взрослый при­влекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению. Они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся  вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возника­ет совместные игры.

Общение детей раннего возраста друг с другом происходит с помо­щью различных действий, анализ которых позволил М. И Лисиной выделить четыре основные категории.

- Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко взрос­лым, и даже к неодушевленным предметам. По наблюдениям Лисиной, такое отношение свойственно детям, которые пришли в детский сад сразу, как только им исполнился один год.

 — Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за во­лосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.

— Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой катего­рии действий (характерных как для общения с детьми, так и со взрослы­ми) относятся взгляд глаза в глаза, улыбки, вербальные формы общения.

 — Эмоционально окрашенные действия, характерные только для вза­имодействия детей друг с другом. Эта категория действий является специ­фической для детского общения и, как правило, не используется при кон­тактах «взрослый — ребенок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории отно­сятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.

Таким образом, если для детей 1 — 1,5 лет в большей степени харак­терно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 го­дам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотноше­ниях с ровесником. После 1,5 лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Все чаще и чаще дети обнаруживают поведение, харак­терное для 3-й и 4-й категорий.

В. Б. Каган отмечает, что примерно с 1,5 лет дети начинают бояться незнакомых детей. Они могут переставать играть, прятаться за маму и даже плакать при приближении других детей. К 2—2,5 годам эта тревога при встрече других детей проходит.

Совместные действия между детьми второго года жизни еще не но­сят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затуха­ют, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игруш­ки. Но, тем не менее, интерес к сверстнику постепенно растет.

Примерно в 1,5 года происходят значительные изменения в обще­нии между детьми. Е. О. Смирнова подчеркивает, что «действия с ровесниками как с неодушевленными предметом идут на убыль, бур­но нарастает доля инициативных актов, рассчитанных на то, чтобы за­интересовать собой сверстника, одновременно обостряется и чувстви­тельность малышей к отношению сверстников».

К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игро­вую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Следу­ет заметить, что игрушки и предметы, находящиеся рядом с общающимися детьми, отвлекают их от общения и снижают эффективность взаимодействия друг с другом.

На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения — «яркая эмоциональная окрашенность», «особая рас­кованность, непосредственность». Большинство совмес­тных игр основано, на стремлении детей подражать друг другу.

16.01.2019, 2760 просмотров.

HostCMS v. 5