Г. Челябинск |
Главная
→
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия"
Мама, я хочу общаться!КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия" → О детях до 1 года.Общение со взрослыми.
Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослых в период раннего детства. Именно в этот период формируется ранняя детская привязанность. Считается, что для полноценного развития малыша необходимо тесное взаимодействие с одним человеком, обычно с матерью. Если эти отношения носят эмоционально положительный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность. «Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Привязанность — это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви». Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Привязанность ребенка к матери складывается постепенно в процессе взаимодействия младенца и взрослого. Результаты лонгитюдного исследования, проведенного американскими психологами (Sroufe, Arend, Bretherton и др.), доказали влияние ранней детской привязанности на становление многих позитивных качеств личности и черт характера. Так, дети, отличающиеся надежной привязанностью в возрасте 18 месяцев: -позднее (в двух- и пятилетнем возрасте) более умело обращались с игрушками -более свободно общались со сверстниками, чем другие малыши. -в период обучения в начальной школе проявляли большее упорство в учебе и более эффективно взаимодействовали с одноклассниками. -эти дети отличались более высоким уровнем развития познавательных процессов — проявляли больший интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Помимо исключительной формы привязанности (привязанности к матери) существует еще и множественная форма привязанности, которая возникает в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек. Эта форма привязанности также оказывает позитивное влияние на психическое развитие ребенка. В любом случае тесные эмоциональные контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению более эффективных взаимоотношений подрастающего человека с окружающими его людьми. Ребенок второго года жизни, отмечает Б. Уайт, проявляет свои интересы в трех основных направлениях: — в интересе к матери или человеку, который ухаживает за ним, -в изучении окружающего пространства, -в овладении новыми двигательными навыками. В общении со взрослым ребенок не просто наблюдает за ним, а уже старается привлечь и удержать его внимание, особенно если выполнение какой-то задачи становится трудным для ребенка. В этом случае взрослый используется как опора. Из выделяемых М. И. Лисиной четырех форм общения для детей раннего возраста характерны только две: -ситуативно-личностное общение. Оно характерно и для младенцев, и для детей раннего возраста. Это, как правило, сиюминутное взаимодействие ребенка и взрослого. Ребенок нуждается прежде всего в эмоциональном контакте; -ситуативно-деловое общение. Эта форма общения возникает только в раннем возрасте. У ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте с мамой, но и в сотрудничестве. Малыш осваивает пространство, знакомится с новыми предметами, и взрослый помогает ему в этом, показывая, как можно действовать с игрушками, предметами быта и т. д. Возникновение потребности общения ребенка в семье — важнейшее условие его общего психического развития. Конец первого месяца жизни ребенка — завершение подготовки к вступлению в общение. У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он все еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и видов деятельности. А «это — уже новая социальная ситуация». По словам Д. Б. Эльконина, ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. К концу раннего возраста общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще очень велика. Общение «выступает как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов». Деловой мотив становится главным мотивом общения. Если ребенку уделяют мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную невербально, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия. Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, взрослому необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «нельзя» часто остается без внимания малыша. На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание малыша. Дети с удовольствием слушают все, о чем говорят старшие между собой, кроме того, они увлекаются сказками или стихами, которые читают им взрослые. Таким образом, эмоциональное общение взрослого с малышом играет большую роль и имеет огромное значение на начальном этапе его психического развития: -закладка основы для последующего формирования личности и самосознания; — формирование двусторонних связей с окружающими людьми; -истоки индивидуальности маленького человека и их влияние на коммуникабельность ребенка; -формирование межличностного взаимодействия ребенка; -закладка личностных качеств — важный результат общения ребенка в семье. — Проблема общения и отношений ребенка с разными членами семьи. -Семейные стили воспитания (высокая ответственность, отчужденный, авторитарный, попустительский, гиперопека и др.) и их влияние на личность ребенка и последующую его адаптацию в детском коллективе. -Виды семейных взаимоотношений (сотрудничество супругов, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм) и -зависимость личностных характеристик ребенка от условий взаимодействия в семье. Общение со сверстниками. «Общение ровесников, — считает Е. О. Смирнова, — это особая сфера социальной жизни малыша, имеющая и сходство с его общением со взрослым, и свои отличия. Оно складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими партнерами, ведь законы общения едины для всех людей независимо от их возраста». Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка с полутора лет. Е. О Смирнова считает, что взаимодействие детей этого возраста уже является общением на основе следующих критериев: • проявление внимания и интереса к сверстнику; • эмоциональное отношение к сверстнику ; • чувствительность к поступкам сверстника. По мнению многих психологов, дети раннего возраста начинают интересоваться друг другом, учатся выражать свои чувства, начинают соревноваться друг с другом. Е. О. Смирнова отмечает, что «становление общения детей со сверстниками растягивается на два долгих года. Этот процесс, складывается во многом стихийно. Однако участие в нем взрослого, знающего особенности формирования новой сферы жизни детей, может дать положительные результаты, ускоряя момент возникновения общения малышей…». Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Однако присутствие взрослого при установлении контакта между детьми может отвлечь малышей от непосредственного взаимодействия друг с другом, так как в этом случае дети будут стараться любыми путями обратить внимание взрослого на себя. Эксперименты Е. О. Смирновой показали, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению. Они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникает совместные игры. Общение детей раннего возраста друг с другом происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил М. И Лисиной выделить четыре основные категории. - Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко взрослым, и даже к неодушевленным предметам. По наблюдениям Лисиной, такое отношение свойственно детям, которые пришли в детский сад сразу, как только им исполнился один год. — Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми. — Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой категории действий (характерных как для общения с детьми, так и со взрослыми) относятся взгляд глаза в глаза, улыбки, вербальные формы общения. — Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Эта категория действий является специфической для детского общения и, как правило, не используется при контактах «взрослый — ребенок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся. Таким образом, если для детей 1 — 1,5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником. После 1,5 лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Все чаще и чаще дети обнаруживают поведение, характерное для 3-й и 4-й категорий. В. Б. Каган отмечает, что примерно с 1,5 лет дети начинают бояться незнакомых детей. Они могут переставать играть, прятаться за маму и даже плакать при приближении других детей. К 2—2,5 годам эта тревога при встрече других детей проходит. Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки. Но, тем не менее, интерес к сверстнику постепенно растет. Примерно в 1,5 года происходят значительные изменения в общении между детьми. Е. О. Смирнова подчеркивает, что «действия с ровесниками как с неодушевленными предметом идут на убыль, бурно нарастает доля инициативных актов, рассчитанных на то, чтобы заинтересовать собой сверстника, одновременно обостряется и чувствительность малышей к отношению сверстников». К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Следует заметить, что игрушки и предметы, находящиеся рядом с общающимися детьми, отвлекают их от общения и снижают эффективность взаимодействия друг с другом. На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения — «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность, непосредственность». Большинство совместных игр основано, на стремлении детей подражать друг другу. 16.01.2019, 2760 просмотров. |
|||||
HostCMS v. 5 |