Г. Челябинск |
Главная
→
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия"
Эмоциональное развитиеКОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия" → О детях с 1 года до 2лет.В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и другие. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослых — научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей. Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, но несмотря на это в течение жизни «человек научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее». Таким образом, в формировании эмоционального мира человека большую роль играют как генетические предпосылки, так и окружающая среда, обучение, воспитание. К. Э. Изард приводит результаты исследований, которые доказывают, что уже четырехмесячные младенцы реагируют мимическими проявлениями на боль от укола (в них присутствуют и гнев, и печаль), ограничение свободы движений рук вызывает у них реакцию гнева, и на уход матери они уже отвечают негативными эмоциями и др. В возрасте от 12 до 14 месяцев примерно 75% малышей негативно реагируют в случае ухода матери. Однако для маленьких детей характерно как спонтанное появление какой-либо эмоции, так и ее затухание или смена состояний. В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. По мнению А. И. Захарова, «именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока». У ребенка существует повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих, и в первую очередь родителей. Характер взаимоотношений взрослого и ребенка оказывает большое влияние на эмоциональное развитие ребенка. Однако тепло и любовь родителей и других близких людей не должны носить «обусловленный характер» — когда они проявляют свою любовь только в том случае, если ребенок «заслужил». Но и одной только «безусловной любви» родителей ребенку раннего возраста уже мало, «ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи…». Общение ребенка со сверстниками тоже может доставить малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни ребенок может почувствовать беспокойство при приближении другого ребенка, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат,прыгая вместе, валяясь на ковре . Дети, которые посещают ясли, имеют больший опыт общения со сверстниками. Однако не всегда это опыт конструктивного общения. Иногда таким детям свойственно более частое по сравнению с домашними детьми проявление отрицательных эмо ций, например, гнева, ярости, обиды, поскольку в яслях более тесное общение, и, естественно, дети чаще «ущемляют интересы» друг друга: (отбирают игрушки, толкаются и т. д.). По мнению И. Ю. Кулагиной, это происходит потому, что ребенок раннего возраста в общении с детьми всегда ориентируется на собственные желания без учета желаний другого. Ребенок еще не умеет сопереживать другим людям. И хотя этот механизм сопереживания формируется лишь в дошкольном детстве, взрослые уже в период раннего возраста могут подготовить для него базу: говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей. Таким образом, общение со сверстниками также оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста. Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать, сдерживать Малыш может вдруг броситься на шею маме и «задушить» се в объятиях, Б. Уайт советует родителям заранее быть готовыми к спонтанным вспышкам и вести себя обдуманно (оставаться спокойным, не отвечать излишней эмоционально). То, что ребенок выражает свои отрицательные эмоции, естественно для процесса взросления малыша. Но все же взрослый должен следить за соблюдением установленных для ребенка границ дозволенного. А когда ребенок выйдет из состояния аффекта, взрослый может успокоить его, переключить на какой-то интересный вид деятельности. Для детей 2,5—3 лет, которые входят в период кризиса 3 лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Они могут возникнуть в том случае, если ребенок, пытаясь сделать Взаимодействие с детьми раннего возраста будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности начинающего свою жизнь человека. Развитие познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сферой. А поскольку доминирующая функция — восприятие — аффективно окрашена, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избежать многих конфликтных ситуаций и эмоциональных. Грубые разговоры, обсуждение своих проблем, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и плач «без видимых причин», бессонные ночи. Неблагополучные взаимоотношения между родителями всегда были, есть и будут причиной возникновения детских эмоциональных проблем. 16.01.2019, 2402 просмотра. |
|||||
HostCMS v. 5 |