ds378  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ











Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Г. Челябинск
ул Комсомольский пр 105а
Телефон: 8 (351)796-95-94
Факс: 796-95-94
E-mail:
Написать нам

Главная КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия"

Речевое развитие детей до двух лет

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия" О детях с 1 года до 2лет.

Содержание 

  • Речевое развитие детей до двух лет
  • Особенности высшей нервной деятельности
  • Нормативные показатели в раннем детстве
  • Психологическое развитие ребёнка
  • Показатели нервно-психического развития
  • Развитие детей в возрасте от 1 года – 1 год 6 месяцев
     

Речевое развитие детей до двух лет

Период активного развития речи начинается на втором году жизни. Опять же важно помнить, что речь будет развиваться не сама по себе, а обязательно с помощью взрослого на основе предметной деятельности. У большинства детей младше трех лет отмечаются тихий голос, слабое речевое дыхание, неправильное произношение многих отдельных звуков речи – в этот период развития речи подобные проявления вполне допустимы.

Советы родителям:

  • Развитие речи ребенка должно стать частью обычной повседневной работы, естественным дополнением к совместным играм и уходу за малышом.
  • Ребенок начинает осознавать себя как личность и старается все больше делать для себя сам.
  • Продолжает развиваться способность подражать. Значительно увеличивается запас понимаемых ребенком слов. Большинство высказываний малыша – это фразы из двух слов, и он все лучше понимает правила языка взрослых.
  • Через общения с близкими людьми ребенок усваивает элементарные правила поведения, понимает, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
  • Очень важно вызвать у малыша желание говорить, стремление к речевому общению. Нужно постоянно говорить с ребенком, рассказывать ему о явлениях окружающего мира, о том, что он увидел на прогулке, что происходит дома.
  • Давайте вашему малышу поручения и добивайтесь их выполнения.
  • Говорите ребенку простые слова, наряду с названиями предметов ребенок постепенно начнет использовать прилагательные.
  • Для общего развития речи необходимо сформировать у ребенка правильное звукопроизношение. Полезно показывать ребенку движения язычка и губ в игровой форме. Научить ребенка поднимать язык кверху, облизывать блюдечко, играть на дудочке, дуть, чмокать. «Рот – это такой домик, а в этом домике живет язычок. Веселый язычок выглядывает из домика, посмотрел налево, потом направо, вверх, вниз».

Особенности высшей нервной деятельности

Условные рефлексы возникают быстро, но закрепляются медленно, поэтому формирования навыков правильного поведения требуют постоянного повторения.

Для нервной деятельности характерно неуравновешенность двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение преобладает над торможением. Малыша легче научить, что-то  делать, чем научить воздержаться от желаемого действия. Именно из-за этого малышу трудно находиться длительное время в неподвижном состоянии.

Слабая подвижность нервных процессов.

Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие, поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой.

Бесполезно говорить: «Немедленно убирай игрушки!»

Состояние возбудимости нервной системы неустойчиво, даже от незначительной причины может переходить в фазу повышенной или пониженной возбудимости.

Причины изменения:

— нарушение режима

— непосильные требования

— частые запреты

— болезнь

Нормативные показатели в раннем детстве

Двигательная сфера

Уверенно самостоятельно ходит, переступая через барьеры; поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствия на полу; встает на лавку высотой 20 см.

Обращение с предметами быта

снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывая на картинки; ест самостоятельно густую пищу ложкой; умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия.

Эмоциональное развитие

Копирует эмоциональное состояние взрослого человека.

Развитие навыков общения

Знает имена близких людей, проявляет  ним интерес, опасается вступать в контакт со сверстниками.

У ребенка должно быть свое жизненное пространство в доме, свой угол или своя комната, где помещались бы все атрибуты детской жизни.

Психологическое развитие ребенка второго года жизни

У здорового ребенка второго года жизни продолжается интенсив­ное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4-5 часов, совершенствуются ходьба и другие моторные навыки. Дей­ствия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году, при­обретают большую ловкость, координацию.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни явля­ется предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомит­ся с различными свойствами предметов. Продолжается его сенсорное развитие.

Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружа­ющее: различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам — по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик тре­буемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать самую маленькую.

Одновременно развивается память ребенка. Он уже не только уз­нает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в на­стоящее время. Эти воспоминания сначала возникают на основе ка­кой-либо наглядной ситуации. Например, показывая на чашку с отбитой ручкой, говорит: «Папа бил» (разбил). Позже эти воспомина­ния возникают уже по слову. Например, когда ребенку говорят: «Пой­дем гулять» — он начинает искать одежду, обувь для прогулок.

Второй год жизни является важным этапом для формирования раз­личных бытовых навыков. Ребенок способен самостоятельно разде­ваться, кушать, выполнять некоторые гигиенические процедуры, раз­вивается опрятность.

Это время становления и быстрого совершенствования речевых функций (основы всего психического развития) — сенситивный период для развития речи. До полутора лет у здорового ребенка развивается функция понимания речи, а далее — до двух лет — идет увеличе­ние словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. При нормальном речевом разви­тии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь.

Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе пред­метной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребе­нок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколь­кими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учит­ся действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью дру­гих предметов или действий (например, стучать, вращать и т. д.).

Такая деятельность создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению. То есть в процессе выполнения действий с пред­метами и обозначения действий словами формируются мыслительные Процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает песочек, снег, землю, ведром — воду). Таким образом, ребенок приспосабливается к свойствам предмета.

       Наибольшее значение среди мыслительных процессов ребенка. Этого возраста имеет обобщение. Но так как опыт ребенка еще невелик и он не умеет еще выделять существенный признак в группе предметов и обобщения бывают неправильными. Например, словом «Шар» ребенок обозначавшее предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщение по функциональному признаку: шапка — это шляпа, косынка, кепка и др. Они сравнивают, различают ( «Мама большая, а Анюта маленькая»), устанавливают связь между явлениями ( «Солнышко пригреет— гулять пойдем».) Значительно обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности.

 Сначала, например, ребенок кормит, баюкает куклу, а затем осуществляется перенос этих действий на другие предметы: он кормит не только куклу, но и собачку, медвежонка. Развивается подражательная игра. Ребенок начинает «читать» газету, «причесываться», «наряжаться» и т. д.

 

Показатели нервно-психического развития

 

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

1

2

3

4

5

6

7

1 год

1 месяц

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1 год

4 месяца – 1 год

6 месяцев

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации)

Словами, облегченными ( «би-би») и произнесенными правильно ( «машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год

7 месяцев – 1 год 9 месяцев

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями

Ориентируется в 3 контрастных величинах (типа кубов) с разницей в 3 см

Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома»

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см)

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку)

1 год 10 месяцев – 2 года

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду (ботинки, шапку)

Развитие детей в возрасте от 1 года – 1 год 6 месяцев

Линии

развития

Показатели

 Сенсорное

 развитие

Различает предметы по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например кубик к кубику

 Общие

 движения

Ходит длительно до 10 м. Меняет положение, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи

 Игра

Умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает ее и т. д. Переносит знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку

 Понимание

 речи

 взрослых

Увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи

 Активная

 речь

Пользуется словами-заменителями и облегченными словами (машина – «би-би», собака – «ав-ав» и т. д.). Легко подражает облегченным словам

 Навыки

Пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос

 

16.01.2019, 13584 просмотра.

HostCMS v. 5