Г. Челябинск |
Главная
→
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия"
Речевое развитие детей до двух летКОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия" → О детях с 1 года до 2лет.Содержание
Речевое развитие детей до двух лет Период активного развития речи начинается на втором году жизни. Опять же важно помнить, что речь будет развиваться не сама по себе, а обязательно с помощью взрослого на основе предметной деятельности. У большинства детей младше трех лет отмечаются тихий голос, слабое речевое дыхание, неправильное произношение многих отдельных звуков речи – в этот период развития речи подобные проявления вполне допустимы. Советы родителям:
Особенности высшей нервной деятельности Условные рефлексы возникают быстро, но закрепляются медленно, поэтому формирования навыков правильного поведения требуют постоянного повторения. Для нервной деятельности характерно неуравновешенность двух основных процессов: возбуждения и торможения. Возбуждение преобладает над торможением. Малыша легче научить, Слабая подвижность нервных процессов. Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие, поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Бесполезно говорить: «Немедленно убирай игрушки!» Состояние возбудимости нервной системы неустойчиво, даже от незначительной причины может переходить в фазу повышенной или пониженной возбудимости. Причины изменения: — нарушение режима — непосильные требования — частые запреты — болезнь Нормативные показатели в раннем детстве Двигательная сфера Уверенно самостоятельно ходит, переступая через барьеры; поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствия на полу; встает на лавку высотой 20 см. Обращение с предметами быта снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывая на картинки; ест самостоятельно густую пищу ложкой; умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия. Эмоциональное развитие Копирует эмоциональное состояние взрослого человека. Развитие навыков общения Знает имена близких людей, проявляет ним интерес, опасается вступать в контакт со сверстниками. У ребенка должно быть свое жизненное пространство в доме, свой угол или своя комната, где помещались бы все атрибуты детской жизни. Психологическое развитие ребенка второго года жизни У здорового ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4-5 часов, совершенствуются ходьба и другие моторные навыки. Действия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году, приобретают большую ловкость, координацию. Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов. Продолжается его сенсорное развитие. Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам — по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать самую маленькую. Одновременно развивается память ребенка. Он уже не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время. Эти воспоминания сначала возникают на основе какой-либо наглядной ситуации. Например, показывая на чашку с отбитой ручкой, говорит: «Папа бил» (разбил). Позже эти воспоминания возникают уже по слову. Например, когда ребенку говорят: «Пойдем гулять» — он начинает искать одежду, обувь для прогулок. Второй год жизни является важным этапом для формирования различных бытовых навыков. Ребенок способен самостоятельно раздеваться, кушать, выполнять некоторые гигиенические процедуры, развивается опрятность. Это время становления и быстрого совершенствования речевых функций (основы всего психического развития) — сенситивный период для развития речи. До полутора лет у здорового ребенка развивается функция понимания речи, а далее — до двух лет — идет увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т. д.). Такая деятельность создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению. То есть в процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные Процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает песочек, снег, землю, ведром — воду). Таким образом, ребенок приспосабливается к свойствам предмета. Наибольшее значение среди мыслительных процессов ребенка. Этого возраста имеет обобщение. Но так как опыт ребенка еще невелик и он не умеет еще выделять существенный признак в группе предметов и обобщения бывают неправильными. Например, словом «Шар» ребенок обозначавшее предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщение по функциональному признаку: шапка — это шляпа, косынка, кепка и др. Они сравнивают, различают ( «Мама большая, а Анюта маленькая»), устанавливают связь между явлениями ( «Солнышко пригреет— гулять пойдем».) Значительно обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности. Сначала, например, ребенок кормит, баюкает куклу, а затем осуществляется перенос этих действий на другие предметы: он кормит не только куклу, но и собачку, медвежонка. Развивается подражательная игра. Ребенок начинает «читать» газету, «причесываться», «наряжаться» и т. д.
Показатели нервно-психического развития
Развитие детей в возрасте от 1 года – 1 год 6 месяцев
16.01.2019, 13584 просмотра. |
|||||
HostCMS v. 5 |