Г. Челябинск |
Главная
→
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия"
Уже рисуем?!КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия" → О детях с 1 года до 2лет.Вспомните знакомые вам с детства полотна И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.Н. Крамского, М.С. Сарьяна: пейзажные картины родной природы, красота самых обыденных вещей, зримо представленная в натюрмортах, характеры и судьбы известных и неизвестных людей, раскрытые в портретах. Память каждого из нас хранит ту или иную картину, близкую нашему мироощущению, настроению, интересам, пристрастиям. Не раз нам случалось восхищаться способностью художника не только заметить в окружающем мире то сокровенное, что волнует каждого из нас, но и ярко, проникновенно, убедительно рассказать об этом, используя выразительные краски, линии, композиции. Ваш ребенок может оказаться будущим Левитаном. Истоки таланта до сих пор не ясны. Возможно, Божьим даром творчества, даром удивлять, волновать окружающих своим искусством наделен и ваш малыш?.. Конечно, великим и даже средним художником будет не каждый. Но значит ли это, что изобразительная деятельность ребенка — занятие бесполезное? В этом параграфе мы расскажем, почему вашему малышу нужно заниматься изобразительной деятельностью, как она возникает и развивается, какое значение имеет для ребенка, что надо делать для своевременного ее формирования. Что может дать изобразительная деятельность для развития ребенка? Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Не упустите ранний, а затем дошкольный возрасты, наиболее благоприятные для их развития. Позднее восполнить пробел в полной мере будет невозможно. В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий человека мир, чувствовать красоту и безобразие в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства. Ребенок более внимательно присматривается к окружающему. Он учится замечать и удивляться своеобразию, уникальности предметов и явлений. Как богаты, разнообразны, неповторимы краски неба в летний солнечный или в пасмурный и хмурый день, на восходе и закате солнца, как причудливы формы деревьев! У детей развивается способность почувствовать выразительность старой согнувшейся сосны, тонкой стройной юной березки-белоножки и могучего старого крепкого дуба; красоту и приволье широких просторов полей и особое богатство звучания тишины леса. У малыша познание, начинающееся с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывании, практическом действии, экспериментировании с предметом, явлением. Возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми через рисунок. Этим ребенок «подключает» близкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответную эмоциональную реакцию близких людей, его зрителей,— он счастлив. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему чувству, поддерживает у ребенка стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчество. При этом открываются большие возможности для совместного со взрослыми чувствования, переживания красоты и безобразия, успехов и неудач. Как это объединяет ребенка со взрослыми! Не оттого ли, что слишком мало в детстве бывает со-радования, со-огорчения, со-переживания, возникают впоследствии проблемы отцов и детей, неоправданного отдаления, непонимания, а то и неприятия друг друга, казалось бы, у самых близких людей? В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных, двигательных анализаторов и т. п. Как это все пригодится вашему ребенку и в школьном обучении! Изобразительная деятельность в том проявлении и значении, о котором мы только что говорили, формируется постепенно. Но ее истоки — в раннем детстве. Если вовремя создать условия для ее появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития вашего ребенка. Но для этого мамам и папам, всем, кто общается с малышом, надо знать, как возникает и развивается детская деятельность. С усложнением ее растет, развивается, изменяется и сам ребенок. Надо помочь ему в этом, но не спешить, не форсировать развитие. Для этого важно знать, почему малыш рисует, как он это делает и что у него получается. Как же появляется изобразительная деятельность и при каких условиях? Ваш малыш подрос. Ему идет второй год. Мир широк, богат, разнообразен. Как много в нем интересного, непонятного, привлекательного, зовущего, запретного… Как хочется все узнать, потрогать. Вот на папином столе Знакомая картина, не правда ли? Так же ребенок экспериментирует с карандашом, фломастером, глиной и т. д. Он делает свои открытия. Можно ли назвать это изобразительной деятельностью? Нет, конечно. Это один из видов познавательной деятельности. Малыш задает себе вопрос: «Что же это такое? Что с этим можно сделать?» — и познает мир предметов чувственным путем, исследуя их. Это истоки любой деятельности, в том числе и изобразительной. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Чем ярче и привлекательнее они будут, тем лучше. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Ребенок быстрее их заметит, если они будут лежать отдельно от других предметов. Желательно, чтобы материал был достаточно прочным, так как малыш из потребности к исследованию всего и вся часто использует его не по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей — цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала. Это рассеивает внимание ребенка, лучше, если он сосредоточится на одном-двух фломастерах. Итак, материал должен быть ярким, прочным, обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном для ребенка месте. Дайте возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойдите навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Ребенок может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-то щель, пробовать на вкус и т. п. Бумагу он будет рвать, мять… Если его интерес иссяк, можно подложить материал другого свойства, цвета, величины и т. п. В чем ваша цель? Продлить, закрепить интерес малыша к материалу, поддерживать его разнообразные познавательные действия (здесь и закладываются истоки будущей любознательности, инициативы, более сложной познавательной деятельности). Этот период может быть очень коротким, а может быть и довольно длительным. Когда у детей несколько снизится интерес к материалу, надо создать условия для возникновения нового интереса, нового побудителя деятельности. Лепите, рисуйте на глазах у ребенка и для него, чтобы он, общаясь с вами, видел предназначение этих предметов. Постепенно для него будет значимым, интересным не только сам материал, но и действия взрослых с этим материалом. Малыш начинает подражать маме, папе, сестре. Он говорит: «Я рисую», «Я письмо пишу». Узнавайте, «прочитывайте» ваш рисунок вместе с ребенком. Для него образ, увиденный в рисунке (цыпленок, киска, машина),— это целое открытие. Он и не подозревал, что на бумаге может быстро появиться яблочко, домик и т. п. Таким образом, от интереса к материалу в ребенке зарождается интерес к соответствующему действию с ним, а затем и к результату этого действия — образу предмета, воплощенному в красках, линиях. Развитие действий с материалом и понимания его изобразительных возможностей может быть и стихийным. К примеру, манипулируя с фломастером, ребенок неожиданно черкнул по бумаге и увидел оставшийся яркий след. Это вызвало огромное удивление и радость. «Во какая!» — восклицает малыш. Не понимая еще, что на бумаге можно изображать Вместе с малышом удивитесь тому, что получилось, похвалите его, поддержите в стремлении «сделать еще такую». С этого момента появился новый мотив его действий: ребенка привлекает не только и не столько материал, сколько возможность получить результат (след на бумаге). И теперь ему уже не все равно, отточен карандаш или нет. Что же нужно делать взрослым в этот период? Закрепляйте интерес ребенка к действиям с материалом, к получению яркого следа на бумаге. Каким образом? Для этого необходимо предоставить ему фломастеры или цветные восковые мелки и бумагу большого формата. Можно использовать рулон дешевых обоев. Длинная и широкая полоса бумаги, расстеленная на полу, привлекает ребенка. Он спешит заполнить пространство листа точками, штрихами, линиями. При этом его действия часто проявляются в ритмических движениях. Ритм движений привлекает малыша, являясь дополнительным стимулом его действий с материалом. Надо дать ему возможность «изжить» желание черкать по бумаге, заполнять пространство листа. Движения с карандашом еще хаотичны, неорганизованны, ребенок не может контролировать их и управлять ими. Он нередко рвет бумагу, так как не способен регулировать силу нажима на карандаш, черкая, выходит за пределы листа бумаги, не управляет размахом движений. Но действия эти самостоятельны и самоценны. Попробуйте вложить карандаш в руку ребенка правильно. Он пока захватывает его кулачком, ему так удобнее, так как правильное положение пальцев требует более тонкой координации движений, работы мелких мышц. Вашему малышу это пока трудно, поэтому не настаивайте на правильном удерживании карандаша. Итак, вы ведете ребенка от манипулятивных действий с изобразительным материалом к использованию его по назначению. Что же мы видим на листке бумаги? Каков результат таких действий? На листе остаются штрихи, точки, «мотки», прямые и ломаные линии. Когда ребенок пытается замыкать линию, появляется нечто похожее на форму. Этот период в развитии изобразительной деятельности называется «периодом каракулей». На таком уровне деятельностного развития поведение малыша можно наполнить иным смыслом, более близким к собственно изобразительной деятельности. Надо показать, что в штрихах, точках, линиях, «каракулях» можно видеть какое-то содержание, образ. Но сначала дайте возможность ребенку самому сделать «открытие», увидев в штрихах и линиях то зайчика, то яблочко, то машину. Возникает так называемый ассоциативный образ. Малыш радуется, увидев вдруг в «каракулях» знакомые предметы, радуется тому, что они могут появиться на бумаге, что источник их появления — он сам, что это результат его собственных действий. Если ребенок не видит образ, помогите ему. Видение образа — ступенька к следующему этапу развития изобразительной деятельности. Самое главное, что требуется от взрослых,— это проявить интерес к тому, что черкает ребенок на своем листке. Надо вместе с ним «читать» его рисунок, показывая, что в штрихах, пятнах может быть образ какого-то предмета, явления. «Какая длинная дорожка получилась!» — удивленно восклицает мама. Малыш не рисовал дорожку, просто черкал по листу. Однако образ, увиденный мамой, удивляет и радует его. Чтобы усилить интерес ребенка к образу, вызвать ассоциативную связь, то есть помочь увидеть в линии дорожку, поиграйте с ребенком, обыграйте рисунок. Поставьте на дорожку машину и покатайте ее, можно взять маленькую игрушку, например зайчика, и показать, как он скачет по дорожке. За неимением игрушки используйте предметы-заместители (кусочек бумаги, ткани, меха и др.), напоминающие воображаемый предмет. А иногда достаточно жеста, имитирующего движение того или иного персонажа. Такое обыгрывание рисунка развивает воображение малыша. А воображение — основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческих способностей. В процессе такой игры ребенок лучше понимает смысл изобразительной деятельности, что важно для последующего ее развития. Вы догадались, от чего зависит появление у ребенка ассоциативного образа? Ну конечно, от его впечатлений, от опыта. Чем больше он видел, знает, чем ярче эти впечатления, тем больше возможностей для появления ассоциативного образа, богатого, разнообразного, интересного прочтения малышом своего рисунка, прочтения на уровне случайных ассоциаций. Ознакомление с окружающим миром вещей, живой и неживой природы, людей — основа образного прочтения ребенком своих картин, основа работы воображения. Итак, малыш с интересом ищет образ, содержание в своих бесформенных линиях. Это становится главным двигателем, стимулом его самостоятельных действий с изобразительным материалом. С того момента как ребенок понял, что на бумаге может появиться любой предмет, в общении с ним возможны вопросы типа: «Что ты нарисовал?» Когда ребенок отвечает на ваш вопрос, это свидетельствует о более высоком уровне воображения. Увидеть образ самому гораздо полезнее, чем по подсказке взрослого. Не пытайтесь в это время найти объективное сходство «каракулей» с изображаемым предметом. Его чаще всего нет. Но как же малыш находит это сходство? Иногда по форме (прямая линия — значит, дорожка), по цвету (красное — значит, яблочко или флажок, в зависимости от опыта), по массе (большое пятно — значит, слон), по ритму движения (стучит карандашом по листку, и это ему напоминает, как идет дождик, как горох сыплется и т. п.). Иногда ощущение сходства вызывается траекторией движений. Рука с карандашом бесцельно скользит по листу. Это вызывает в памяти след от самолета или движение машины (в зависимости от того, что произвело впечатление и что запомнилось). Малыш, как правило, не осознает, на основе каких признаков возникло «узнавание» образа. В процессе и в результате совместного «чтения» этих «каракулей» и их обыгрывания ребенок не только увидит образ (например, дорожку), но, радуясь своим возможностям, захочет повторить изображение: «Еще дорожку нарисую». Наступает очень важный момент в развитии деятельности. С этого периода ребенок не только понимает ее изобразительный характер — впервые появляется цель, поставленная им самим: «Яблочко! Яблочко! Еще нарисую яблочко». Сказанное вслух: «Еще нарисую…» — свидетельствует о появлении собственно изобразительной деятельности, первоначального замысла. Итак, мы проследили, как зарождается и развивается детская изобразительная деятельность, какое значение она имеет, определили условия успешного развития малыша в этой деятельности. Помните, что все дети разные и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития их изобразительной деятельности. Все ее этапы один ребенок проходит медленно, поочередно; другой — быстро, как бы одномоментно. Вам важно видеть перспективу ее развития и создавать для этого соответствующие условия. Вспомним еще раз основные ступени развития изобразительной деятельности и ваши педагогические действия: 1. Ярко выраженный интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним. Предоставляйте ребенку материал, позволяйте разнообразно действовать с ним. Поддерживайте его интерес к экспериментированию с материалом! 2. Интерес ребенка к действиям взрослых с материалом. Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалом. Рисуйте на глазах малыша и для него. Показывайте, как можно пользоваться материалом. «Читайте» свои рисунки вместе с ним. 3. Интерес малыша к следу, оставленному им на бумаге, и появление ассоциативного образа. Знакомьте ребенка с окружающими предметами, явлениями. Рассматривайте предметные и малосюжетные картинки. «Читайте» и обыгрывайте детские рисунки- «каракули». Удивляйтесь и радуйтесь им. 4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения Поддерживайте кроху в этом стремлении, хотя детский рисунок и представляет собой «каракули». Постарайтесь увидеть в этих «каракулях» образы, задуманные ребенком, радуйтесь вместе с ним, хвалите его, играйте с рисунком. 16.01.2019, 3216 просмотров. |
|||||
HostCMS v. 5 |