ds378  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ











Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Г. Челябинск
ул Комсомольский пр 105а
Телефон: 8 (351)796-95-94
Факс: 796-95-94
E-mail:
Написать нам

Главная КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия"

Уже рисуем?!

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия" О детях с 1 года до 2лет.

Вспомните знакомые вам с детства полотна И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.Н. Крамского, М.С. Сарьяна: пейзажные картины родной природы, красота самых обыденных вещей, зримо представленная в натюрмортах, характеры и судьбы известных и неизвестных людей, раскрытые в портретах.

Память каждого из нас хранит ту или иную картину, близкую нашему мироощущению, настроению, интересам, пристрастиям. Не раз нам случалось восхищаться способностью художника не только заметить в окружающем мире то сокровенное, что волнует каждого из нас, но и ярко, проникновенно, убедительно рассказать об этом, используя выразительные краски, линии, композиции.

Ваш ребенок может оказаться будущим Левитаном. Истоки та­ланта до сих пор не ясны. Возможно, Божьим даром творчества, да­ром удивлять, волновать окружающих своим искусством наделен и ваш малыш?..

Конечно, великим и даже средним художником будет не каж­дый. Но значит ли это, что изобразительная деятельность ребен­ка — занятие бесполезное?

В этом параграфе мы расскажем, почему вашему малышу нуж­но заниматься изобразительной деятельностью, как она возникает и развивается, какое значение имеет для ребенка, что надо делать для своевременного ее формирования.

Что может дать изобразительная деятельность для разви­тия ребенка?

Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способ­ностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельно­сти. Не упустите ранний, а затем дошкольный возрасты, наиболее благоприятные для их развития. Позднее восполнить пробел в полной мере будет невозможно. В этой деятельности идет интен­сивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занима­ющиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий человека мир, чувствовать красоту и безобразие в природе, в человеческих отношениях, в мире ве­щей, способны осознавать и выражать свои чувства. Ребенок более внимательно присматривается к окружающему. Он учится заме­чать и удивляться своеобразию, уникальности предметов и явле­ний. Как богаты, разнообразны, неповторимы краски неба в лет­ний солнечный или в пасмурный и хмурый день, на восходе и закате солнца, как причудливы формы деревьев! У детей развива­ется способность почувствовать выразительность старой согнув­шейся сосны, тонкой стройной юной березки-белоножки и могуче­го старого крепкого дуба; красоту и приволье широких просторов полей и особое богатство звучания тишины леса.

У малыша познание, начинающееся с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывании, практическом действии, экспе­риментировании с предметом, явлением.

Возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми через рисунок. Этим ребенок «подключает» близкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответ­ную эмоциональную реакцию близких людей, его зрителей,— он счастлив. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопе­реживают твоему чувству, поддерживает у ребенка стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и вырази­тельный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчество.

При этом открываются большие возможности для совместного со взрослыми чувствования, переживания красоты и безобразия, успехов и неудач. Как это объединяет ребенка со взрослыми! Не оттого ли, что слишком мало в детстве бывает со-радования, со-огорчения, со-переживания, возникают впоследствии проблемы от­цов и детей, неоправданного отдаления, непонимания, а то и не­приятия друг друга, казалось бы, у самых близких людей?

В процессе изобразительной деятельности развивается способ­ность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных, двигательных анализаторов и т. п. Как это все приго­дится вашему ребенку и в школьном обучении!

Изобразительная деятельность в том проявлении и значении, о котором мы только что говорили, формируется постепенно. Но ее истоки — в раннем детстве. Если вовремя создать условия для ее появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она ста­нет ярким средством самовыражения и развития вашего ребенка. Но для этого мамам и папам, всем, кто общается с малышом, надо знать, как возникает и развивается детская деятельность. С услож­нением ее растет, развивается, изменяется и сам ребенок. Надо по­мочь ему в этом, но не спешить, не форсировать развитие.

Для этого важно знать, почему малыш рисует, как он это дела­ет и что у него получается.

Как же появляется изобразительная деятельность и при каких условиях?

Ваш малыш подрос. Ему идет второй год. Мир широк, богат, разнообразен. Как много в нем интересного, непонятного, привле­кательного, зовущего, запретного… Как хочется все узнать, потро­гать. Вот на папином столе что-то  белое, шуршащее. Листочек упал со стола и «приземлился» рядом с малышом. «Что же можно сделать с этим „дивом“? Пока не видит мама — попробуем на вкус… жуется, но не вкусно! Не вкусно, даже если набить полный рот. А вот и мама помогает вытащить изо рта эту «бяку». Что же с ней можно еще сделать?.. Попробуем помять… мнется и шуршит, рвется и опять шуршит, но по-другому. Это я заставляю ее шу­меть. Она слушается меня… захочу, опять буду шуметь. Это моя «шумелка»… Как интересно! Что же с ней еще можно делать? По­пробую…»

Знакомая картина, не правда ли? Так же ребенок эксперимен­тирует с карандашом, фломастером, глиной и т. д. Он делает свои открытия.

Можно ли назвать это изобразительной деятельностью? Нет, конечно. Это один из видов познавательной деятельности. Малыш задает себе вопрос: «Что же это такое? Что с этим можно сделать?» — и познает мир предметов чувственным путем, иссле­дуя их. Это истоки любой деятельности, в том числе и изобрази­тельной. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Чем ярче и при­влекательнее они будут, тем лучше.

Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Ребе­нок быстрее их заметит, если они будут лежать отдельно от других предметов.

Желательно, чтобы материал был достаточно прочным, так как малыш из потребности к исследованию всего и вся часто исполь­зует его не по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей — цветные ша­риковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала. Это рассеивает внимание ребенка, лучше, если он со­средоточится на одном-двух фломастерах. Итак, материал должен быть ярким, прочным, обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном для ребенка месте.

Дайте возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойдите навстречу его желаниям (исключая действия, опас­ные для здоровья). Ребенок может катать, бросать карандаши, сту­чать ими, просовывать в какую-то щель, пробовать на вкус и т. п. Бумагу он будет рвать, мять… Если его интерес иссяк, можно под­ложить материал другого свойства, цвета, величины и т. п.

В чем ваша цель? Продлить, закрепить интерес малыша к ма­териалу, поддерживать его разнообразные познавательные дейст­вия (здесь и закладываются истоки будущей любознательности, инициативы, более сложной познавательной деятельности). Этот период может быть очень коротким, а может быть и довольно дли­тельным. Когда у детей несколько снизится интерес к материалу, надо создать условия для возникновения нового интереса, нового побудителя деятельности.

Лепите, рисуйте на глазах у ребенка и для него, чтобы он, об­щаясь с вами, видел предназначение этих предметов. Постепенно для него будет значимым, интересным не только сам материал, но и действия взрослых с этим материалом. Малыш начинает подра­жать маме, папе, сестре. Он говорит: «Я рисую», «Я письмо пишу».

Узнавайте, «прочитывайте» ваш рисунок вместе с ребенком. Для него образ, увиденный в рисунке (цыпленок, киска, машина),— это целое открытие. Он и не подозревал, что на бума­ге может быстро появиться яблочко, домик и т. п.

Таким образом, от интереса к материалу в ребенке зарождает­ся интерес к соответствующему действию с ним, а затем и к ре­зультату этого действия — образу предмета, воплощенному в крас­ках, линиях.

Развитие действий с материалом и понимания его изобрази­тельных возможностей может быть и стихийным. К примеру, ма­нипулируя с фломастером, ребенок неожиданно черкнул по бумаге и увидел оставшийся яркий след. Это вызвало огромное удивление и радость. «Во какая!» — восклицает малыш. Не понимая еще, что на бумаге можно изображать что-то  , он радуется яркой линии и тому, что она возникла от его воздействия. Ребенок стремится по­вторить действие: «Еще такую сделаю».

Вместе с малышом удивитесь тому, что получилось, похвалите его, поддержите в стремлении «сделать еще такую».

С этого момента появился новый мотив его действий: ребенка привлекает не только и не столько материал, сколько возмож­ность получить результат (след на бумаге). И теперь ему уже не все равно, отточен карандаш или нет.

Что же нужно делать взрослым в этот период?

Закрепляйте интерес ребенка к действиям с материалом, к получению яркого следа на бумаге. Каким образом? Для этого не­обходимо предоставить ему фломастеры или цветные восковые мелки и бумагу большого формата. Можно использовать рулон де­шевых обоев. Длинная и широкая полоса бумаги, расстеленная на полу, привлекает ребенка. Он спешит заполнить пространство ли­ста точками, штрихами, линиями. При этом его действия часто проявляются в ритмических движениях. Ритм движений привлека­ет малыша, являясь дополнительным стимулом его действий с ма­териалом.

Надо дать ему возможность «изжить» желание черкать по бу­маге, заполнять пространство листа. Движения с карандашом еще хаотичны, неорганизованны, ребенок не может контролировать их и управлять ими. Он нередко рвет бумагу, так как не способен ре­гулировать силу нажима на карандаш, черкая, выходит за пределы листа бумаги, не управляет размахом движений. Но действия эти самостоятельны и самоценны. Попробуйте вложить карандаш в руку ребенка правильно. Он пока захватывает его кулачком, ему так удобнее, так как правильное положение пальцев требует бо­лее тонкой координации движений, работы мелких мышц. Вашему малышу это пока трудно, поэтому не настаивайте на правильном удерживании карандаша.

Итак, вы ведете ребенка от манипулятивных действий с изоб­разительным материалом к использованию его по назначению.

Что же мы видим на листке бумаги? Каков результат таких действий?

На листе остаются штрихи, точки, «мотки», прямые и ломаные линии. Когда ребенок пытается замыкать линию, появляется нечто похожее на форму. Этот период в развитии изобразительной дея­тельности называется «периодом каракулей».

На таком уровне деятельностного развития поведение малыша можно наполнить иным смыслом, более близким к собственно изобразительной деятельности. Надо показать, что в штрихах, точках, линиях, «каракулях» можно видеть какое-то содержа­ние, образ. Но сначала дайте возможность ребенку самому сде­лать «открытие», увидев в штрихах и линиях то зайчика, то яблочко, то машину. Возникает так называемый ассоциатив­ный образ. Малыш радуется, увидев вдруг в «каракулях» знако­мые предметы, радуется тому, что они могут появиться на бумаге, что источник их появления — он сам, что это результат его собст­венных действий.

Если ребенок не видит образ, помогите ему. Видение образа — ступенька к следующему этапу развития изобразительной деятель­ности. Самое главное, что требуется от взрослых,— это проявить интерес к тому, что черкает ребенок на своем листке. Надо вместе с ним «читать» его рисунок, показывая, что в штрихах, пятнах мо­жет быть образ какого-то предмета, явления. «Какая длинная до­рожка получилась!» — удивленно восклицает мама. Малыш не рисовал дорожку, просто черкал по листу. Однако образ, уви­денный мамой, удивляет и радует его.

Чтобы усилить интерес ребенка к образу, вызвать ассоциатив­ную связь, то есть помочь увидеть в линии дорожку, поиграйте с ребенком, обыграйте рисунок. Поставьте на дорожку машину и по­катайте ее, можно взять маленькую игрушку, например зайчика, и показать, как он скачет по дорожке. За неимением игрушки ис­пользуйте предметы-заместители (кусочек бумаги, ткани, меха и др.), напоминающие воображаемый предмет. А иногда достаточ­но жеста, имитирующего движение того или иного персонажа. Та­кое обыгрывание рисунка развивает воображение малыша. А во­ображение — основа любого творчества, без воображения немыс­лимо развитие творческих способностей. В процессе такой игры ребенок лучше понимает смысл изобразительной деятельности, что важно для последующего ее развития.

Вы догадались, от чего зависит появление у ребенка ассоциа­тивного образа? Ну конечно, от его впечатлений, от опыта. Чем больше он видел, знает, чем ярче эти впечатления, тем больше возможностей для появления ассоциативного образа, богатого, раз­нообразного, интересного прочтения малышом своего рисунка, прочтения на уровне случайных ассоциаций. Ознакомление с окружающим миром вещей, живой и неживой природы, людей основа образного прочтения ребенком своих картин, основа рабо­ты воображения.

Итак, малыш с интересом ищет образ, содержание в своих бес­форменных линиях. Это становится главным двигателем, стиму­лом его самостоятельных действий с изобразительным материа­лом.

С того момента как ребенок понял, что на бумаге может по­явиться любой предмет, в общении с ним возможны вопросы типа: «Что ты нарисовал?» Когда ребенок отвечает на ваш вопрос, это свидетельствует о более высоком уровне воображения. Увидеть об­раз самому гораздо полезнее, чем по подсказке взрослого.

Не пытайтесь в это время найти объективное сходство «караку­лей» с изображаемым предметом. Его чаще всего нет. Но как же малыш находит это сходство? Иногда по форме (прямая линия — значит, дорожка), по цвету (красное — значит, яблочко или фла­жок, в зависимости от опыта), по массе (большое пятно — значит, слон), по ритму движения (стучит карандашом по листку, и это ему напоминает, как идет дождик, как горох сыплется и т. п.). Иногда ощущение сходства вызывается траекторией движений.

Рука с карандашом бесцельно скользит по листу. Это вызывает в памяти след от самолета или движение машины (в зависимости от того, что произвело впечатление и что запомнилось). Малыш, как правило, не осознает, на основе каких признаков возникло «узнавание» образа.

В процессе и в результате совместного «чтения» этих «караку­лей» и их обыгрывания ребенок не только увидит образ (напри­мер, дорожку), но, радуясь своим возможностям, захочет повто­рить изображение: «Еще дорожку нарисую». Наступает очень важ­ный момент в развитии деятельности. С этого периода ребенок не только понимает ее изобразительный характер — впервые появля­ется цель, поставленная им самим: «Яблочко! Яблочко! Еще на­рисую яблочко». Сказанное вслух: «Еще нарисую…» — свидетель­ствует о появлении собственно изобразительной деятельности, первоначального замысла.

Итак, мы проследили, как зарождается и развивается детская изобразительная деятельность, какое значение она имеет, опреде­лили условия успешного развития малыша в этой деятельности. Помните, что все дети разные и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития их изобразительной деятель­ности. Все ее этапы один ребенок проходит медленно, поочередно; другой — быстро, как бы одномоментно. Вам важно видеть перс­пективу ее развития и создавать для этого соответствующие условия.

Вспомним еще раз основные ступени развития изобразитель­ной деятельности и ваши педагогические действия:

1. Ярко выраженный интерес малыша к изобразительному ма­териалу и познавательные действия с ним.

Предоставляйте ребенку материал, позволяйте разнообразно действовать с ним. Поддерживайте его интерес к экспериментиро­ванию с материалом!

2. Интерес ребенка к действиям взрослых с материалом. Под­ражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалом.

Рисуйте на глазах малыша и для него. Показывайте, как мож­но пользоваться материалом. «Читайте» свои рисунки вместе с ним.

3. Интерес малыша к следу, оставленному им на бумаге, и по­явление ассоциативного образа.

Знакомьте ребенка с окружающими предметами, явлениями. Рассматривайте предметные и малосюжетные картинки. «Читай­те» и обыгрывайте детские рисунки- «каракули». Удивляйтесь и радуйтесь им.

4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоя­тельного решения что-то  нарисовать.

Поддерживайте кроху в этом стремлении, хотя детский рису­нок и представляет собой   «каракули». Постарайтесь увидеть в этих «каракулях» образы, задуманные ребенком, радуйтесь вместе с ним, хвалите его, играйте с рисунком.

16.01.2019, 3166 просмотров.

HostCMS v. 5