ds378  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ











Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Г. Челябинск
ул Комсомольский пр 105а
Телефон: 8 (351)796-95-94
Факс: 796-95-94
E-mail:
Написать нам

Главная КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия"

Эмоциональное развитие

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия" О детях с 2 года до 3 лет.

В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: ра­дость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и другие. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полез­ной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослых — научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, но несмотря на это в течение жизни «человек научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее».

Таким образом, в формировании эмоционального мира человека большую роль играют как генетические предпосылки, так и окружаю­щая среда, обучение, воспитание.

К. Э. Изард приводит результаты исследований, которые доказыва­ют, что уже четырехмесячные младенцы реагируют мимическими про­явлениями на боль от укола (в них присутствуют и гнев, и печаль), огра­ничение свободы движений рук вызывает у них реакцию гнева, и на уход матери они уже отвечают негативными эмоциями и др.

В возрасте от 12 до 14 месяцев примерно 75% малышей негативно реагируют в случае ухода матери. Однако для маленьких детей характер­но как спонтанное появление какой-либо эмоции, так и ее затухание или смена состояний.

В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. По мнению А. И. Захарова, «именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость без­мерна, страх искренен, обида глубока». У ребенка существует по­вышенная потребность в эмоциональном признании окружающих, и в первую очередь родителей.

 Характер взаимоотношений взрослого и ребенка ока­зывает большое влияние на эмоциональное развитие ребенка. Однако тепло и любовь родителей и других близких людей не должны носить «обусловленный характер» — когда они проявляют свою любовь только в том случае, если ребенок «заслужил». Но и одной только «безуслов­ной любви» родителей ребенку раннего возраста уже мало, «ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совмест­ного решения любой задачи…».

Общение ребенка со сверстниками тоже может доставить малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни ребенок может почувствовать беспо­койство при приближении другого ребенка, а на третьем году детям свой­ственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат,прыгая вместе, валяясь на ковре

. Дети, которые посещают ясли, имеют больший опыт общения со сверстниками. Однако не всегда это опыт конструктивного общения. Иногда таким детям свойственно более час­тое по сравнению с домашними детьми проявление отрицательных эмо

ций, например, гнева, ярости, обиды, поскольку в яслях более тесное общение, и, естественно, дети чаще «ущемляют интересы» друг друга: (отбирают игрушки, толкаются и т. д.). По мнению И. Ю. Кулагиной, это происходит потому, что ребенок раннего возраста в общении с детьми всегда ориентируется на собственные желания без учета желаний другого. Ребенок еще не умеет сопереживать другим людям. И  хотя  этот механизм сопереживания формируется лишь в дошкольном детстве, взрослые уже в период раннего возраста могут подготовить для него базу: говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окру­жающих его людей. Таким образом, общение со сверстниками также оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.

Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать, сдерживать
свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания
порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы.

 Малыш может вдруг броситься на шею маме и «задушить» се в объятиях,
может неожиданно закричать: «Ты плохая, уходи!» Б. Уайт реко­мендует взрослым в таких случаях поощрять ребенка к выражению
чувств. Это поможет родителям понять причину дискомфорта ребенка и
освободит малыша от накопившихся негативных эмоций. Однако «это
не значит, что нужно поощрять враждебное поведение или припадки
гнева, которые требуют и понимания, но и, одновременно, самого строгого
 к себе отношения».                                                                                ;

Б. Уайт советует родителям заранее быть готовыми к спонтанным вспыш­кам и вести себя обдуманно (оставаться спокойным, не отвечать излишней эмоционально). То, что ребенок выражает свои отрицательные эмоции, естественно для процесса взросления малыша. Но все же взрослый должен следить за соблюдением установленных для ребенка границ дозволенного. А когда ребенок выйдет из состояния аффекта, взрослый может успокоить его, переключить на какой-то интересный вид деятельности.

Для детей 2,5—3 лет, которые входят в период кризиса 3 лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Они могут возникнуть в том слу­чае, если ребенок, пытаясь сделать что-то  самостоятельно, не может добиться положительного результата. Гнев может быть направлен и на «непослушный» предмет, и на взрослого, внимания которого безуспешно добивался ребенок.

Взаимодействие с детьми раннего возраста будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности начинающего свою жизнь человека. Развитие познаватель­ных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сфе­рой. А поскольку доминирующая функция — восприятие — аффективно окрашена, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избе­жать многих конфликтных ситуаций и эмоциональных.

Грубые раз­говоры, обсуждение своих проблем, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и плач «без видимых причин», бессонные ночи. Неблагополучные взаимоотношения между родителями всегда были, есть и будут причиной возникновения детских эмоциональных проблем.

16.01.2019, 3235 просмотров.

HostCMS v. 5