Г. Челябинск |
Главная
→
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия"
Познавательные процессы детей раннего возрастаКОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Родительская академия" → О детях с 2 года до 3 лет.Восприятие Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных Л. В. Обухова отмечает своеобразие восприятия ребенка раннего возраста: оно фиксирует только одно какое-либо качество объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот. «За каждым восприятием непременно следует действие». Аффективность восприятия ребенка раннего возраста проявляется в том, что он не может смотреть на вещи, отвлекаясь от той эмоции, которую они вызывают. Тот факт, что восприятие и аффект еще не отделены друг от друга, что восприятие и чувствование представляют собой неразделимое единство. Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно Действия уже без предварительного примеривання. Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу — задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание знакомого предмета. В процессе знакомства со свойствами предметов (формой, цветом, размером) ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. А это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем. Л. С. Выготский делает заключение, что только к трем годам восприятие ребенка приближается к восприятию взрослого человека. Возраст до трех лет — это время возникновения «устойчивого, независимого от внешних положений, осмысленного восприятия». В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Внимание. Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для него новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание. Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание. В процессе освоения речи ребенок, приобретает умение удерживать внимание уже не только на предметах, но и на словах. Вскоре он научается выполнять простые, краткие инструкции взрослого. Элементы произвольного внимания появляются также в процессе развития речи. Взрослый, читая ребенку книжку, стихотворение, беседуя с ним, может управлять вниманием ребенка. Малыш уже в состоянии удерживать внимание на интересующей его деятельности 8—10 минут. Но дети все еще «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Например, если ребенок, играя в машинку, вдруг заметит плюшевого медведя, он берет его, оставив машинку. Ребенок пока еще фиксирует не значимые, но наиболее яркие признаки объектов. Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых, так как она «связана с высокой познавательной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замечаниями». Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами обращать внимание малыша на те или иные детали игрушки, интересующие его в данный момент. Взрослые могут оказывать ребенку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам малыш этого делать еще не умеет. Память. Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Память носит непроизвольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания. В результате практических действий ребенка, его восприятия, мышления, воображения возникает представление о действиях, свойствах, предметах и т. д. В этот период образ памяти уже более гибок и подвижен. На втором году жизни память дифференцируется от восприятия, ребенок обретает способность воспроизводить объект, который не видит в данный момент. Г.А. Урунтаева приводит данные исследований: — от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца; — на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад. В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смысловая память ребенка. Мышление. Мышление ребенка раннего возраста развивается под влиянием восприятия. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность. Л.С. Выготский обращает внимание на то, что «мышление в этом возрасте проявляется исключительно как наглядное, как умение восстановить связь, но в наглядно данной ситуации». С расширением предметной деятельности ребенок начинает понимать связь между отдельными предметами, а затем он переносит это понимание, приступая к действиям уже с другими предметами, в других условиях. «Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению — важная ступень в развитии детского мышления». Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, т.е. осуществляется с помощью внешних ориентировочных действий, ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. По образному выражению Л. Ф. Обуховой, мышление ребенка данного возраста — это «мышление, которое можно видеть глазами». Характерными особенностями мышления детей раннего возраста являются их отвлеченность и обобщенность (поскольку предметов гораздо больше, чем слов). Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом. У ребенка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимых для решения задачи, а значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которые повышают эффективность решения практических задач. В процессе развития речи ребенка развивается и его мышление. Так, овладение ребенком собственной активной речью способствует перестройке и процесса мышления. Ребенок задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдении В. Уайта показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком как со своим сверстником. В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные операции, которые проявляются в различении и сравнении различных признаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого. Овладение предметными действиями и последующее отделение действий от предмета является предпосылкой возникновения знаковой функции. Воображение. Обращая внимание на отношение ребенка к внешней действительности, можно отметить «ситуационную связанность»: ребенок «целиком находится во власти вещей, существующих сейчас перед ним». Воображение в этом возрасте выступает как пассивный процесс. Ребенок уже может узнать изображение на рисунке. Но рисунок — это не точная копия того предмета, который зафиксирован в прошлом опыте ребенка. Рисунок отражает действительность обобщенно, выделяет самые существенные детали, и воспринимать изображение ребенку помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует представлению ребенка (находящемуся в памяти), но при этом узнавании ребенок сам не создает ничего нового. Воображение в раннем возрасте прежде всего работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании рисунка. Первые проявления воображения появляются в 2,5—3 года, когда ребенок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. (Те первые подражательные игры, которые свойственны ребенку более раннего возраста, еще не включают элементов воображения, все действия в них связаны в конкретную ситуацию в данный момент.) М. И. Палагина считает именно второй год жизни ребенка сензитивным для развития воображения, потому что именно в этот период ребенок начинает понимать мнимое действие «будто бы». В игровой деятельности детей уже второго года жизни все чаще появляются игрушки-заместители. Сначала ребенок играет только с реальными предметами, потом использует только тс предметы-заместители, которые предложил взрослый. В процессе развития речи, когда малыш сам может назвать слово — предмет-заместитель — к концу раннего детства, ребенок может полноценно использовать замещение. Малыш самостоятельно выбирает предмет-заместитель, и уже не случайно, а сознательно. В игровой деятельности появляются различные сюжеты. Однако «воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы». 16.01.2019, 16386 просмотров. |
|||||
HostCMS v. 5 |